План работы кабинета физики № 210 на 2002- 2003 уч. год.
1.
Сохранять мебель и оборудование кабинета.
2.
Поддерживать в надлежащем порядке методическую
литературу.
3.
Выполнить ремонтные работы стендов ( с помощью
учащихся и их родителей.)
4.
Установить в кабинете
электрооборудование рассчитанное на регулируемое
напряжение ( электрик школы.)
5.
Каждую четверть выпускать газеты « Квант», « Из истории физики».( Сентябрь,
ноябрь, февраль, апрель.) ( Усикова З.П., Гурина
С. Е. ).
6.
Оформить стенд « Примерные нормы оценки результатов учебной деятельности
учащихся
по физике». ( Интегральная 10- бальная шкала оценки учебных
достижений учащихся).(
Усикова З. П., Лужкова О. В. )
7.
Обновить стенд « Гальванические элементы (Усикова З. П., Лужкова О.В. ).
8.
Систематически проводить факультативные занятия в 8, 9, 11 классах.
( еженедельно ) (
Усикова З.П., Гурина С. Е. ).
9.
Подготовить и провести вечер «
10.
Подготовить команду учащихся к олимпиаде ( Усикова З.
П.)
11.
Оформить папку с материалами по теме «
Рационализация педагогического
процесса по физике» для использования
учащимися профильных классов.
Зав. кабинетом: Усикова З.П.
Рационализация
педагогического процесса по физике.
Работа со справочником
по физике и технике.
1.В справочнике приведены
значения основных физических постоянных, физичес-
ких
величин в различных областях науки и техники, в окружающей жизни, в
природе, а также данные, характеризующие
выдающиеся научные и техничес-
кие достижения.
Не все физические величины
следует заучивать наизусть, их можно
найти в соответствующем разделе справочника.
При работе со
справочником необходимо:
1.Найти нужную физическую
величину или техническое устройство в оглавлении
или
предметном указателе.
2.Умело читать и
анализировать данные справочника и делать соответствующие
выводы и обобщения.
3.Использовать данные
справочника для иллюстрации какого-либо явления при
ответе, при
решении задачи.
Самостоятельная
работа с учебником.
При работе с учебником нужно
уметь:
1.Пользоваться оглавлением,
предметным указателем, таблицами, рисунками,
уметь найти ссылку на указанный параграф
или ранее изученный вопрос.
2.Находить ответ на вопросы,
так, чтобы в тексте учебника на них был прямой
ответ ( так
сформулированы, например, вопросы для самоконтроля, помещен-
ные после каждого
параграфа учебника).
3.Передавать содержание
текста повествовательного характера.
4.Рассказывать о применении
изученных физических явлений, об устройстве при-
боров или технических установок, прочитав
соответствующий текст и рассмот-
рев
рисунок.
5.Решить самостоятельно
задачи, познакомившись с решением аналогичной, дан-
ной в
учебнике.
Основные методы дидактических исследований.
В
методике преподавания физики применяются следующие основные методы
исследования:
-- теоретическое изучение
проблемы,
-- наблюдение,
-- опрос,
-- изучение передового опыта
преподавания физики,
-- педагогический
эксперимент.
Овладеть методами исследования – это не
только изучить их, знать сущность
каждого, но и уметь применять
их в практике своей работы.
Деятельность учителя физики сводится к
тому, чтобы обучать учащихся физике и воспитывать их. Обучение и воспитание –
две стороны единого неразрывного процесса. Для успешного решения этих сложных
задач учителю физики необходимо овладеть методами исследования, применяемыми в
педагогике и психологии.
Теоретическое изучение проблемы.
Сущность этого метода заключается в
выявлении степени соответствия содержания курса физики
а также форм и методов обучения физике, современ-
ному уровню науки и задачам
преподавания на основе систематического и тщательного изучения специальной
литературы. При работе с литературными источниками необходимо уметь делать
записи, которые содержат новые мысли, вопросы, важные положения и выводы
авторов, а также собственные предположе-
ния, сомнения и критические
замечания.Взяв из литературы всё ценное по интере-
сующему вопросу и критически
переработав, можно придти к собственному выводу, который может отличаться от
выводов каждого из авторов. Рецензия или обзорная статья на несколько
литературных источников по одной какой-то проблеме уже представляет собой
творческую работу, которая может перерасти в самостоятельное исследование.
Теоретическое изучение проблемы по
литературным источникам – это составная часть исследовательской работы.
Наблюдения.
Научное
наблюдение можно определить как « метод познания действительности на основе
непосредственного восприятия».
Различают
прямое и косвенное наблюдение. Прямое наблюдение характеризуется тем, что
исследователь изучает интересующее его явление или процесс непосредственно.
Метод косвенного наблюдения состоит в том, что об интересую-щих
его явлениях исследователь узнаёт через других лиц, которые вели наблюде-ние нужного
явления.
Косвенное наблюдение по сравнению с методом прямого
наблюдения часто даёт экономию времени и энергии. Например, для определения
умения учениками применять знания полученные при
изучении физики, на практике, одному исследователю потребуется много времени, а
классный руководитель, учителя, работающие с данным классом, родители учащихся
повседневно сталкиваются с ними и могут быть теми компетентными лицами, мнение
которых можно обобщить и придти к определенному выводу.
Если,
например, учитель поставил перед собой цель определить зависимость качества
знаний учащихся по физике от умения правильно организовать свой труд, то
необходимо сначала тщательно продумать всю методику организации наблюдения в
соответствии с предполагаемым результатом. Очевидно, в данном случае следует
предположить, что успехи сильных учеников в какой-то мере обусловлены умением
правильно и разумно организовать свой труд при выполнении заданий учителя.
В соответствии с этим предположением учитель мысленно
выделяет в классе две небольшие группы ( одну -- из сильных учащихся, другую –
из слабых), за которыми и нужно вести наблюдение. Далее встает вопрос: что наблюдать? Для решения этого
вопроса учитель должен конкретизировать поставленную выше цель, т. е. выяснить,
из каких простых элементов состоит организация труда школьника. Сюда, видимо,
следует отнести умение учащихся заранее приготовить всё необходимое для урока и
навести порядок на своем столе, умение быстро настроить себя на выполнение
задания, умение продумать порядок его выполнения, разумно сочетать различные
виды работ ( вычисления, измерения, записи и др.).
При
проведении наблюдений за деятельностью учащихся желательно не ограничиваться
простым протоколированием наблюдаемого, а применять технические средства (
магнитофонную запись объяснений учителя и ответов учащихся, метод видео и
киносъёмки, хронометраж времени и т. д.).Это поможет
проследить за влиянием применяемых учителем методов обучения на внимание
учащихся, на их эмоциональный настрой на уроке, на отношение к выполнению
предложенной учителем самостоятельной работы, что в конечном итоге
определяет успех учебной деятельности учащихся. Затем необходимо сравнить
результаты наблюдений в обеих группах и сделать вывод.