Открытый урок. 09.04.04. Усикова Зинаида Петровна. Средняя школа № 5.
Тема урока: «Условие плавания тел».
Цель урока:
Ход урока.
Объяснение нового материала.
- На предыдущих уроках мы познакомились с действием жидкости на погруженные в неё тела. Что мы обнаружили?
- Ученик. Мы обнаружили, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая (архимедова) сила.
- Что вы можете рассказать об этой силе?
- Ученик. Эта сила направлена вертикально вверх и равна весу жидкости в объеме погруженной части тела.
- Запишите на доске закон Архимеда.
- Ученик.
- Какими способами можно определить архимедову силу?
- Ученик.
1) Рассчитать по формуле.
2) Взвесить тело в воздухе и в воде, найти разность веса.
3) Взвесить жидкость, вытесненную телом.
- Верно. И так, мы с вами убедились, что на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила. Но ведут себя тела в жидкости по-разному. Одни – всплывают, другие плавают внутри жидкости, третьи – тонут. Почему? Сегодня мы выясним это.
- Запишите в рабочих тетрадях сегодняшнее число, классная работа, тему урока: «Условие плавания тел».
Сегодня мы все сведения о плавании тел получим из опыта. Для этого каждая команда из 4-х человек выполнит предложенное ей задание. Результаты ваших исследований вы запишете в тетрадях. На выполнение заданий отводится 10 минут.
Учащимся предложены следующие варианты заданий:
I вариант.
o Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты внести в таблицу:
Название веществ. |
Плотность жидкости. |
Плотность вещества. |
Тонет или нет. |
|
|
|
|
II вариант.
o а)
Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров;
б) Выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкостях
различной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
III вариант.
o Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основе проведенных опытов.
IV вариант.
o Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
V вариант.
o Добиться,
чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
После окончания исследовательской работы проводим обсуждение результатов.
– Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут. (Один из учеников называет те тела, которые тонут в воде, другой ученик называет те тела, которые плавают, третий ученик сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды).
– А теперь сделаем вывод: «Если плотность вещества, из которого изготовлено тело, больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает». Запишем его на доске.
– А что произойдет с телом, если плотности жидкости и вещества будут равны? Этот вопрос мы пока оставим открытым, а несколько позже вернемся к нему.
Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Некоторые ребята рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?
Ученик. Глубина погружения разная. Пенопласт плавает практически на
поверхности, а дерево немного погрузившись в воду.
– А что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и спирта.
Ученик. В спирте погружение было больше.
Сделаем вывод:
Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и плотности вещества тела. (запишем это).
– Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину.
Опыт. Опускаем её в воду. Что мы наблюдаем?
Ученик. Она тонет в воде.
– А вот у Н… она плавает в воде. В чем же дело?
Ученик. Картофелина плавает потому, что я насыпал в воду соль. Плотность жидкости увеличилась и архимедова сила стала больше.
– Правильно. А у ребят,
выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось
добиться, чтобы пластилин плавал в воде?
Ученик. Мы из пластилина сделали коробку, и она плавает.
– А почему?
Ученик. Потому, что у коробочки больше объем, чем у куска
пластилина.
– Верно. Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?
Ученик. Да, есть. Мы исследовали условия плавания пробирок. В обоих случаях сила тяжести приблизительно равна архимедовой силе.
– Молодцы. Значит, тело плавает, если PT = FA.
если PT > FA , то … (тонет)
если PT < FA , то … (всплывает)
– Итак, мы получили условия
плавания тел. А не противоречат ли они друг другу? Докажем, что из одного
условия вытекает другое. (См. лист оформления).
– Вот мы и закончили исследование условий плавания тел. Сформулируйте их ещё раз.
– А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. В тетрадях запишите: «Самостоятельная работа. Вариант …» (самостоятельная работа изложена в приложении).
На выполнение работы отводится 10 минут.
– А теперь сдайте тетради и запишите домашнее задание в дневники.
Домашнее задание:
§ 42, № 366, 369, 371.
Лист оформления.
Оформление доски.
Условия
плавания тел. |
|
1. Если , то тела тонут. 2. Если , то тела всплывают. 3. Если , то … Глубина погружения тела зависит от жидкости и вещества тела. |
1. Если Fтяж. > FА, то тело тонет. 2. Если Fтяж. < FА, то тело всплывает. 3.Если Fтяж. = FА, то тело плавает |
Пусть Fтяж. = FА – тело плавает. , . Тогда . Или . Если , то тело
плавает. |