Из опыта работы
по подготовке
к
централизованному тестированию.
Тестирование
прочно вошло в нашу жизнь. Теперь, каждый год, миллионы абитуриентов пробуют
свои силы в честной и бескомпромиссной борьбе за звание студента. Борьба эта
тяжелая и побеждает в ней сильнейший.
Объективная
оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными
процедурами, при проведении которых все участники находятся в одинаковых
(стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам
измерительные материалы (тесты).
Правильно
составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых
заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы
пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых
заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных
вариантов тестов.
Централизованное
тестирование оценивает уровень подготовки учащихся по стобалльной шкале с
учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.
Поэтому,
в самом начале работы с учащимися, я объясняю им принцип построения тестов,
отмечаю, что один и тот же уровень может быть получен за счет ответов на
различные по степени сложности задания.
Анализируя
результаты централизованного тестирования предыдущих лет, выделяю темы по
которым абитуриент получает самый низкий процент решения и при повторении с
учащимися материала, особо обращаю внимание именно на эти темы.
После
того, как теоретический материал повторили, мы с учащимися начинаем решение
тестовых заданий предыдущих лет. Решение проводим всех задач подряд, без выбора
темы, так, чтобы учащиеся тренировались легко переключаться от темы к теме, от
задачи к задаче. По мере изучения материала школьной программы добавляются
новые типы задач. И особое внимание обращаем на технику решения стандартных
задач и на скорость выполнения заданий.
К
концу 11 класса учащиеся, регулярно посещающие занятия (курсы по выбору), за
один урок успевают решить до 15 задач из раздела А это говорит о достаточно
высоком уровне подготовки их к тестированию.
Аналогичную
методику я использую и на контрольных работах. За урок учащиеся должны решить
10 задач от 1 до 5 уровня сложности.
Эта
работа на протяжении нескольких лет приносит хорошие плоды. Все учащиеся нашей
школы из года в год сдают успешно тестирование по физике и затем став студентами
не испытывают трудностей при дальнейшем изучении физики.
Без знаний сдать централизованное тестирование
невозможно. Как подготовиться к централизованному
тестированию? Вопрос только на первый взгляд прост, а ответ его лежит на
поверхности. Причем, именно первый шаг может оказаться ошибочным. Ведь многие
абитуриенты стараются запастись как можно большим количеством готовых тестов, и
решают их день и ночь. Увы, но результат оказывается не всегда успешным.
Главная
ошибка такого пути – в поверхностном подходе. Ведь если повезет, тест можно
сдать даже методом «тыка» – выбираете любой понравившийся ответ из предложенных
и у вас 20 процентов того, что вы угадали. Но если вы рассчитываете на лучший
результат, готовиться к централизованному тестированию нужно начинать с
пройденного материала. Не секрет, что тесты разрабатываются на основе школьной
программы. А большинство предметов, вынесенных на централизованное
тестирование, изучают в школе не один год. Физику изучают с седьмого класса.
Где же взять учебники за шесть-семь лет учебы, чтобы повторить, а то и выучить
заново, правила, формулы и определения?
Издательство
«ТетраСистемс» для качественной и эффективной подготовки абитуриентов выпустило
в свет несколько серий пособий. В них вошел целый ряд изданий учебной
литературы – от полного курса подготовки по каждому предмету до сборников
тестов.
К
настоящему времени издательство выпустило «полные курсы» подготовки по физике. Это
пособие содержит программные материалы за курс средней школы плюс задания для
подготовки к тестированию. Абитуриенту достаточно взять одну книгу, чтобы быть
спокойным за то, что ни одной темы он не пропустит в подготовке. К тому же,
большинство авторов этих книг имеют многолетний опыт издания школьной
литературы, приема вступительных экзаменов или составления тестов.
Если
«полные курсы» рассчитаны на серьезную и основательную подготовку к экзамену,
то «интенсивные курсы», объемом примерно в 300 страниц, помогут
систематизировать и концентрировать знания при подготовке к экзаменам за более
сжатый срок. Интенсивные курсы, подготовленные по физике, написаны
преподавателями ведущих вузов Беларуси, разработчиками тестов, на основе
многолетнего опыта приема вступительных экзаменов и проведения тестирования.
Причем, задания распределены по темам. Так что можно быстро не только проверить
свои знания по каждой области, но и в кратчайшие сроки справиться с
обнаружившимися «пробелами». Таким образом, при помощи «Интенсивного курса» при
подготовке к экзаменам можно будет быстро повторить материал, еще раз вернуться
к самым сложным темам и проверить себя.
Физика. Полный курс подготовки к тестированию и экзамену
В.А. Бондарь, А.А. Луцевич, С.В, Яковенко, В.А. Яковенко
Серия: Полный курс
Предназначено для подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к
централизованному тестированию, выпускным экзаменам в школе, вступительным
экзаменам в вузы. Каждая тема школьного курса физики представлена кратким
теоретическим материалом, указаниями по выполнению заданий, примерами решения
типовых задач, экзаменационными задачами, контрольными тестами. Работа с
пособием позволит учащимся качественно подготовиться к вступительным
испытаниям, выявить и оценить свои знания. Адресуется абитуриентам, школьникам,
учителям.
Авторы: профессор кафедры общей физики, кандидат физико-математичеких
наук В.А. Бондарь зав.кафедрой методики преподавания физики, кандидат
педагогических наук А.А. Луцевич зав.кафедрой методики преподавания
интегрированных школьных курсов, доцент, кандидат педагогических наук С.В.
Яковенко профессор кафедры общей физики, кандидат физико-математичеких наук
В.В. Яковенко(Белорусский государственный педагогический университет им.
Максима Танка).